МОСКОВСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА "ШУРАВИ".
“Сегодня у Вас в гостях Московская творческая группа “Шурави”, - такими или очень похожими словами начинало свои выступления сообщество “афганцев” - москвичей, авторов и исполнителей песен, поэтов и музыкантов, по многим городам и весям бывшего СССР.
Что же скрывалось за этим названием “Шурави”? Откуда оно взялось?
История появления Московской творческой группы “Шурави” неразрывно связана с “афганским” или военно-патриотическим движением в стране в целом. Чтобы направить энергию и восприятие окружающей действительности, готовность к действию и прочие качества молодых, подготовленных и прошедших через войну людей, тогдашнее правительство решило объединить наиболее активных из них под своим “чутким” контролем. Первый пробный шаг был сделан в 1986 году, когда в г. Минске в международном туристическом центре “Юность” собрали около тысячи “афганцев” под эгидой КГБ. Попытка символически разбить их на “заставы” и “отряды” по образцу погранвойск и провести что-то наподобие военизированной выездной учёбы комсомольского актива успехом не увенчалась, так как из бывших десантников и пехоты образовать “погранзаставу” невозможно в принципе.
Но, тем не менее, свои плоды эта встреча принесла, не столько для государства, сколько для самих участников встречи. Собравшись вместе, вчерашние солдаты, не вполне вписывающиеся в окружающую мирную жизнь, поняли, что они не одиноки, что их много, что взгляды на большинство вопросов у них одинаковы. Несомненно, что легче жить, когда знаешь, что в других городах живут такие же парни, решают такие же проблемы. Завязались личные знакомства и связи, и это, наверное, главный итог той встречи. Она прошла тихо и не афишировалась ни в
средствах массовой информации, ни, даже, в самом городе-герое Минске, так как гостиница “Юность” располагается за городом, в лесу на берегу “Минского моря”.Видимо, оставлять без своей опеки бывших воинов государство не собиралось, и не от большой любви к ним, а потому, что они были “силой”, причём не государственной, а неорганизованной, стихийной, как ветер. Использовав их один раз в Афганистане, государство решило попользовать их и далее в своих интересах. Ответственные государственные люди учли просчёты
, допущенные в организации сбора в г. Минске, и в 1987 году в Ашхабаде, на этот раз под эгидой ЦК ВЛКСМ, был проведён большой сбор “афганцев”. Их собралось несколько тысяч со всей территории СССР.В свободное от обсуждений своих проблем время часто устраивались импровизированные концерты, на которых парни пели песни "о своём": о погибших и искалеченных друзьях, о боях, о тех проблемах, которые возникали при адаптации к мирной жизни, казавшейся насквозь лживой и фальшивой. Понятно, что песен об этом не писали ни Сергей Михалков, ни Серафим Туликов, ни прочие мэтры. Песни писали сами ребята. Порой “корявенькие”, порой профессиональные, но почти всегда искренние, живые песни о насущных проблемах и о вечном – о войне и любви, о боевой дружбе и измене. Пели свои песни и песни полюбившиеся, услышанные где-то у друзей, не зная, кто автор. Позже стали известны фамилии авторов многих песен необъявленной войны - Кирсанов, Морозов, Верстаков... Играющие на гитаре и поющие песни ребята были желанными гостями в любой палатке. Было стихийно организовано несколько концертов, прошедших “на-ура!”.
Следующий всесоюзный сбор был проведён в г. Новороссийске в 1988 году. Там поющие “афганцы” организовались в своеобразную Агитбригаду, давшую несколько концертов в близлежащих городах. Оказалось, что “афганская” тема близка и интересна так же и не воевавшим простым людям, широкой публике. Большинство из “поющей братии” составили москвичи. Это были москвичи: Сергей Миронов, Валерий Бурков, Сергей Кузнецов, Игорь Медведев, Владимир Иванов, гитарист Игорь Тишкин, поэт Саша Карпенко и ярославец Валерий Петряев. Чуть позже в состав группы органично влились Алексей Кружалин и поэт Сергей Сахаров. Название “Шурави” появилось стихийно и очень удачно. В переводе на русский это означает “Советские”. Так афганцы называли всех советских солдат, находящихся на афганской земле, и вряд ли можно было найти сложившемуся коллективу более удачное название.
Именно с 1988 года, с Новороссийского Всесоюзного сбора “воинов-интернационалистов”, как официально именовались тогда ветераны афганской войны, и начинается непосредственно история существования Московской творческой группы “Шурави”. История “Шурави” неразрывно связана с историей существования Московского Перовского клуба “Долг”, председателем которого в течение четырнадцати лет был бывший пехотинец - пулемётчик Виктор Антохин
.С начала своего существования группа “Шурави” не имела постоянного состава, и в этом она уникальна. Кто-то вступал в группу, кто-то уходил, - постоянным оставался костяк: Миронов, Кузнецов, Медведев, Кружалин, Иванов, Карпенко, Сахаров, Тишкин, Бурков. В составе “Шурави” участвовали в концертах Виктор Верстаков и Игорь Морозов, Валерий Ковалёв и Дмитрий Ерёмин, Александр Минаев и Михаил Михайлов, Александр Мордовин, Валерий Петряев и многие другие.
География выступлений “Шурави” - практически вся территория бывшего Союза ССР. От Гродно до Якутска и от Инты до Кушки. “Шурави” участвовали в ликвидации последствий землетрясения в Армении (Медведев, Кузнецов, Сахаров, Иванов), “Шурави” пели на позициях в Афганистане во время вывода войск в 1989 году. Выступлениям “Шурави” аплодировали трудовой коллектив “Камаза”, команда сухогруза “Московский комсомолец”, шахтёры Инты, студенты Якутского государственного университета и депутаты в Колонном
зале Дома Союзов. “Шурави” выступали в воинских частях, в госпиталях, в городах и в колхозах, в школах.Несмотря на объявленную гласность, часто перед выступлением к ребятам подходили ответственные работники для “прослушивания” текстов. Ребята послушно отрабатывали номер, человек успокоенный уходил, а вечером на концерте “гремели” другие “непричёсанные цензурой” песни и стихи, рассказывающие правду о необъявленной афганской войне. Сами участники группы часто говорили, что “Шурави” - это образ жизни. О “Шурави” писали газеты, иногда их показывало телевидение, но борьба за популярность никогда не была самоцелью группы.
Шло время – многое менялось. Проводились всевозможные “фестивали солдатской песни”. Появлялись всё новые и новые авторы-исполнители. Менялась страна. Менялись люди. Многие из участников группы “Шурави” пошли своим индивидуальным творческим путём, выпустили сольные альбомы и диски. Многие отошли от творчества. Многие практически перестали выступать на публике. Ушли из жизни Сергей Миронов и Сергей Сахаров. Но от “Шурави” остались песни, стихи, добрые воспоминания людей и образ жизни.
Последний “живой” концерт Московской творческой группой “Шурави” был дан в г. Снежногорске в феврале 2002 года в составе: Алексей Кружалин, Сергей Сахаров и Владимир Иванов.
Вечер памяти С. Миронова вновь собрал участников группы на одной сцене. Проходил вечер 11 октября 2003 совместно с “Перовским Клубом “Долг”, ведущим вечера был С. Сахаров. Это был день его рождения, и это было его последнее выступление – 24 февраля 2004 года его жизнь трагически оборвалась…